«Алеут» для Арктики. Российская армия получает двухзвенные транспортеры

«Алеут» для Арктики. Российская армия получает двухзвенные транспортеры
ГАЗ-3344 в базовой конфигурации

В интересах российских вооруженных сил создаются новые образцы техники, предназначенные для эксплуатации на Крайнем Севере или в других сложных регионах. Одна из последних разработок такого рода – двухзвенный сочлененный снегоболотоход ГАЗ-3344-20 «Алеут». К настоящему времени эта машина пошла в серию и поставляется строевым частям.

Вездеход для Арктики

Транспортер ГАЗ-3344 разработан и выпускается Заволжским заводом гусеничных тягачей (входит в «Группу Газ»). На общем сочлененном шасси выпускаются машины в разной конфигурации и разного назначения. Армейский вариант вездехода создавался по заказу министерства обороны в рамках опытно-конструкторской работы «Коробочка».

«Алеут» для Арктики. Российская армия получает двухзвенные транспортеры
Один из первых «Алеутов» российской армии, зима 2018 г.
Результатом этой ОКР стали транспортеры «Алеут» от ЗЗГТ и ДТ-3ПМ от Ишимбайского завода транспортного машиностроения. Один из них в будущем должен был занять нишу среднего транспортного средства – промежуточного между колесными вездеходами «Трэкол» и тяжелыми гусеничными ДТ-30. Были проведены сравнительные испытания, в т.ч. в самых сложных условиях. Так, зимой 2017 г. техника ряда типов прошла от г. Тикси до о. Котельный.

По результатам испытаний к дальнейшему производству и эксплуатации в войсках рекомендовали вездеход ГАЗ-3344-20. В том же 2017 г. появился первый контракт на поставку техники. Затем появились еще два заказа. К настоящему времени снегоболотоходы поступили в массовое производство, поставляются в армию и осваиваются разными частями.

Ход поставок

Первый контракт на сборку и поставку пяти «Алеутов» появился уже весной 2017 г. Тогда же сообщалось, что в ближайшие месяцы появится новый договор – на сотню вездеходов. Вскоре этот заказ оформили официально; Минобороны решило приобрести 112 новых машин. Практически сразу ЗЗГТ приступил к производству техники. В 2018 г. появился дополнительный заказ еще на 12 снегоболотоходов.

«Алеут» для Арктики. Российская армия получает двухзвенные транспортеры
ГАЗ-3344-20 на репетиции парада. Мурманск, 5 мая 2018 г.
Первым соединением, получившим ГАЗ-3344-20, стала 80-я отдельная мотострелковая бригада береговых войск Северного флота. Новые машины передали ей в январе 2018 г., и вскоре технику опробовали на заснеженных трассах. Количество переданных машин не уточнялось. В мае того же года вездеходы впервые приняли участие в параде в Мурманске.

В июне 2019 г. руководство ЗЗГТ рассказало о последних успехах в деле производства техники. К тому времени в рамках заказа Минобороны от 2017 г. было построено ок. 30 снегоболотоходов. До конца года планировалось полностью выполнить имеющийся заказ, а также поставить машины по контракту 2018 г.

В январе 2020 г. отечественные СМИ сообщили о готовящейся поставке четырех снегоболотоходов соединению железнодорожных войск, дислоцированному в Хакасии. В марте профильная зарубежная пресса рассказала об официальном принятии «Алеута» на вооружение российской армии.

«Алеут» для Арктики. Российская армия получает двухзвенные транспортеры
Вездеходы Северного флота на параде 2020 г.
24 июня вездеходы ГАЗ-3344-20 впервые показали жителям и гостям Уссурийска на параде. Любопытно, что о поставках «Алеутов» в части ВВО до того не
сообщалось. Первая новость такого рода появилась только в середине июля. Техника поступила в отдельное мотострелковое соединение, базирующееся в Хабаровском крае.

Точное количество поставленных к настоящему времени «Алеутов» неизвестно. Из ранее оглашенных данных следует, что армия могла уже получить всю заказанную технику. При этом сообщалось о передаче машин только двум соединениям. Новости о переоснащении других частей пока не поступали – но могут появиться в любое время.

«Алеут» для Арктики. Российская армия получает двухзвенные транспортеры
Парад 24 июня 2020 г. в Уссурийске

Технические особенности

ГАЗ-3344-20 представляет собой двухзвенный гусеничный транспортер, способный работать на сложных ландшафтах и перевозить людей и грузы. Переднее звено машины вмещает место водителя, объем для полезной нагрузки, силовую установку и часть агрегатов трансмиссии. В заднем корпусе располагаются более крупная кабина и привод гусеничного движителя. Корпуса соединены поворотно-сцепным устройством, обеспечивающим взаимное перемещение звеньев в двух плоскостях. Предусмотрено переговорное устройство для связи между кабинами. Броневая защита отсутствует.

Снегоболотоход комплектуется дизельным двигателем ЯМЗ 53402-10 мощностью 189 л.с. Возможна установка мотора Cummins ISB4.5E3 с близкими характеристиками, но техника для российской армии получает отечественный двигатель. Имеется предпусковой подогреватель, упрощающий эксплуатацию в холодном климате. Трансмиссия оригинальной конструкции на основе автоматической коробки передач обеспечивает привод гусениц обоих звеньев.

«Алеут» для Арктики. Российская армия получает двухзвенные транспортеры
Тренировка береговых войск КСФ по преодолению водных преград. 10 июля 2020 г.
Ходовая часть звена имеет по шесть опорных катков с торсионной подвеской на борт. Ведущие колеса располагаются в передней части корпуса, направляющие – в задней. Используются широкие резиновые гусеницы, обеспечивающие давление на грунт ок. 0,21 кг/кв.см. За счет двух подобных гусеничных движителей «Алеут» способен двигаться как по грунтам с низкой несущей способностью, так и по дорогам с твердым покрытием.

Вездеходы ГАЗ-3344 могут использоваться как в качестве транспорта, так и как платформа для различного специального оснащения. Вооруженные силы заказали технику в транспортной конфигурации. В этом случае переднее звено может перевозить до пяти человек или 500 кг груза. Заднее выполнено в виде фургона с 15 посадочными местами; грузоподъемность – 2 т. Возможна буксировка прицепа массой до 3 т. Доступ в переднюю кабину обеспечен бортовыми дверями, задняя имеет кормовую.

Обитаемые отсеки армейских машин оснащаются отопителями и фильтровентиляционными установками. Возможна установка специального оснащения. Так, некоторое количество техники для армии выполнено в виде санитарных машин. Они способны перевозить лежачих больных на носилках и имеют некоторое медицинское оснащение. Фактически «Алеуты» рассматриваются в качестве замены для стандартных армейских грузовиков с разным оснащением, разработанной специально для особых условий Севера.

«Алеут» для Арктики. Российская армия получает двухзвенные транспортеры
Двухзвенный транспортер имеет длину менее 10 м при ширине 2,4 м и высоте не менее 2,5 м. Снаряженная масса – 8,7 т. На шоссе «Алеут» разгоняется до 60 км/ч, на воде за счет перематывания гусениц – до 5-6 км/ч. По поперечным габаритам вездеход не отличается от наиболее распространенных тракторов и автомобилей, и не требует особого подхода к выбору маршрутов.

Элемент программы

Актуальные планы – вероятно, уже выполненные или приближающиеся к выполнению – предусматривают поставку более 120 двухзвенных снегоболотоходов ГАЗ-3344-20 «Алеут». Такая техника предназначается для частей и соединений Северного флота, участвующих в обороне стратегического арктического направления. Кроме того, ее передают другим подразделениям, работающим в иных широтах, но в не менее суровых условиях.

«Алеут» и другие современные вездеходы призваны заменять другой автотранспорт, эксплуатация которого в Арктике или других районах затруднена или вообще невозможна. Имея требуемые характеристики грузоподъемности, двухзвенные снегоболотоходы показывают большие преимущества в проходимости. Соответственно, подразделения в удаленных регионах с неразвитой дорожной сетью не остаются без удобного транспорта.

«Алеут» для Арктики. Российская армия получает двухзвенные транспортеры
Следует отметить, что ОКР «Коробочка» и ее результат в виде машины ГАЗ-3344-20 не является единственной мерой по обеспечению арктических частей необходимой техникой. По сути, сейчас речь идет о целой программе создания и внедрения перспективных образцов разного рода, изначально адаптированных к суровому климату и сложным ландшафтам. Вместе с небронированными транспортерами создаются зенитные и артиллерийские системы на особых шасси.

Таким образом, всего за несколько лет российские вооруженные силы сформировали в Арктике боеспособную и достаточно многочисленную группировку войск, а также проводят ее перевооружение и переоснащение различной техникой. В части поступают как боевые, так и вспомогательные машины. И одна из основных ролей в этих процессах отдана снегоболотоходу ГАЗ-3344-20.

Автор:Рябов Кирилл
Использованы фотографии:ЗЗГТ / zzgt.ru, Минобороны РФ / mil.ru

Источник: topwar.ru