Проект Ил-114-300: решающий 2020 год

Проект Ил-114-300: решающий 2020 год
Первый опытный Ил-114-300 в оригинальной ливрее, 29 декабря 2019 г.

В 2014 г. руководство страны распорядилось развернуть производство пассажирских самолетов Ил-114 на отечественных предприятиях. Следующие несколько лет ушли на разработку обновленного проекта, подготовку производственных мощностей и налаживание кооперации. К настоящему времени улучшенный проект Ил-114-300 дошел до стадии строительства опытных образцов – и уже в этом году ожидается начало летных испытаний. Соответственно, появляются возможности для оценки перспектив проекта.

Технические особенности

Базовый проект Ил-114 был создан в восьмидесятых годах с учетом потребностей гражданской авиации того времени и возможностей советской авиационной промышленности. Он представлял собой региональный лайнер с полезной нагрузкой в несколько тонн. Первый полет такой машины состоялся 20 марта 1990 г. Через несколько лет в Ташкенте началось серийное производство. Однако удалось построить менее 20 машин, после чего работы были свернуты ввиду сложностей промышленности и отсутствия интереса со стороны заказчиков.

Современный проект Ил-114-300 предусматривает сохранение общей архитектуры и части агрегатов самолета. При этом силовая установка и авионика заменяются современными образцами. За счет этого достигается рост основных технических и экономических характеристик, а также обеспечивается полное соответствие современным требованиям разного рода.

Ил-114-300 представляет собой двухдвигательный низкоплан с двумя турбовинтовыми двигателями ТВ7-117СТ-01 мощностью по 2650 л.с. и малошумными воздушными винтами. Предусматривается вспомогательная силовая установка ТА-1. Самолет получает современный цифровой пилотажно-навигационный комплекс ЦПНК-114М2. Экипаж включает двух пилотов.

Проект Ил-114-300: решающий 2020 год
Изготовление секций фюзеляжа на предприятии "Авиастар-СП
"В предлагаемом виде Ил-114-300 сможет брать на борт до 68 пассажиров или 6,5 т другой нагрузки. Максимальная взлетная масса – 23,5 т. Крейсерская скорость – 500 км/ч, дальность с максимальной нагрузкой – 1900 км. Самолет способен работать на аэродромах разных классов, в т.ч. с плохо подготовленными полосами. Применение современных экономичных двигателей с высокоэффективными винтами позволяет улучшить летно-технические и экономические характеристики в сравнении с базовой модификацией.

Производственная кооперация

Разработка обновленного проекта и отдельных его элементов с последующим запуском производства были поручены Объединенной авиастроительной и Объединенной двигателестроительной корпорациям. К производственной кооперации привлекли несколько предприятий, имеющих большой опыт строительства и обслуживания гражданской авиационной техники.

Разработку Ил-114-300 выполнил Авиационный комплекс им. Ильюшина. Производство отдельных агрегатов и окончательную сборку распределили между Воронежским акционерным самолетостроительным обществом (ВАСО), ульяновским заводом «Авиастар-СП», нижегородским «Соколом» и луховицким заводом РСК «МиГ». К проекту привлечена масса других предприятий-поставщиков отдельных агрегатов. Важной особенностью проекта является отказ от импортных комплектующих, все изделия выпускаются только отечественными предприятиями.

На данный момент такая кооперация смогла наладить производство опытных самолетов. Воронеж, Ульяновск и Нижний Новгород отвечают за изготовление различных агрегатов и систем. Готовые изделия отправляются в Луховицы, где осуществляется окончательная сборка. Вероятно, такой подход сохранится и в будущем, когда проект дойдет до серийного производства.

Опытные образцы

В конце декабря 2019 г. на аэродроме Летно-исследовательского института им. Громова в Жуковском состоялась выкатка первого опытного Ил-114-300. По известным данным, его выполнили на основе базового Ил-114 з/н 01-08, построенного в 1994 г. в Ташкенте. В течение длительного времени эта машина находилась в Жуковском, и ее перестроили по современному проекту.

Проект Ил-114-300: решающий 2020 год
Сейчас в Луховицах ведется сборка второго опытного самолета з/н 01-10, эта машина строится с нуля. Ее завершат в этом году, после чего передадут на испытания. В феврале стало известно о начале производства еще одного самолета. Это будет очередной опытный образец, но строят его полностью по серийным технологиям. С его помощью отработают все необходимые производственные процессы, что в дальнейшем обеспечит начало полноценной серии.

Согласно сообщениям последнего времени, первый опытный Ил-114-300, перестроенный из «простого» Ил-114, сейчас должен выходить на наземные испытания. Эти мероприятия займут несколько месяцев, а в ноябре начнутся первые тестовые полеты. К тому времени из сборочного цеха выйдет первый прототип новой постройки.

Летные испытания будут продолжаться в течение 2020-22 гг. К началу 2023 г. АК им. Ильюшина планирует завершить сертификацию нового образца, а затем начать серийное производство с поставкой готовых машин заказчикам. Следует отметить, что проект Ил-114-300 сталкивался с существенными трудностями, из-за чего сроки выполнения различных его этапов неоднократно сдвигались. Нельзя исключать, что и на этапе испытаний авиастроители отклонятся от графика. Впрочем, задержка не должна быть большой, и эксплуатация самолетов начнется не позднее середины нового десятилетия.

В ожидании заказов

Первое соглашение о поставке будущих Ил-114-300 появилось в 2017 г. Государственная транспортная лизинговая компания разместила предварительный заказ на полсотни самолетов. В обозримом будущем его планировали довести до состояния полноценного договора на поставку.

Проект Ил-114-300: решающий 2020 год
Сборка секции фюзеляжа на заводе "Сокол
"В июне 2019 г. руководство РСК «МиГ» объявило о наличии нескольких заказчиков. В конце августа появились три предварительных соглашения на поставку 16 самолетов разным авиакомпаниям. Наиболее крупный заказ, на 8 машин, разместили якутские «Полярные авиалинии». Наименьший заказ – от компании «КрасАвиа» из Красноярского края, которая планирует получить три самолета.

По известным данным, поставки 16 самолетов трем заказчикам займут несколько лет. Передача первых машин запланирована на 2022 г., последних – на 2026-й. При этом разработчики проекта утверждают, что возможен выход на производство до 10-12 самолетов в год.

Подобные объемы выпуска будут иметь смысл при наличии крупных заказов. По разным оценкам, российским авиакомпаниям требуется не менее нескольких десятков Ил-114-300. Вероятно, основная масса заказов начнет поступать после завершения работ по опытным самолетам.

Желаемые результаты

Успешное завершение проекта Ил-114-300 с запуском серии и поставкой готовой техники заказчикам позволит решить несколько важных проблем в контексте развития гражданской авиации. При этом подобный самолет становится одной из нескольких подобных мер, принимаемых в последние годы.

Главный положительный результат нового проекта – появление еще одного отечественного регионального самолета, отвечающего всем современным требованиям. При этом Ил-114-300 является полностью российской разработкой и строится только с применением наших агрегатов. За счет этого производство и эксплуатация техники не будут зависеть от импорта и возможных проблем с ним.

Проект Ил-114-300: решающий 2020 год
Подготовка деталей к перевозке — совместное производство требует налаженной логистики
С учетом сложной ситуации в мире и проблем ведущих производителей авиационной техники можно предполагать, что Ил-114-300 имеет коммерческие перспективы не только на внутреннем рынке. Впрочем, не стоит надеяться на быстрое появление особо крупных экспортных контрактов.

Решающий 2020 год

Разработка и подготовка производства современного Ил-114-300 не были простыми и дешевыми. Работам дали старт в конце 2014 г., но опытный самолет еще не поднимался в воздух. На ранних стадиях проекта на проведение необходимых работ государство выделило почти 9,6 млрд руб. В прошлом году к ним добавили 2,22 миллиарда на организацию серийного производства.

Целесообразность этих затрат будет показана в самое ближайшее время. Ожидается завершение наземных испытаний первого прототипа «01-08», а к концу года состоится его первый полет. Затем к испытаниям присоединится первый опытный самолет, построенный с нуля. За ним последует машина на серийных технологиях.

В целом уже сейчас понятно, что промышленность справилась с поставленной задачей. Существующий самолет прошел глубокую модернизацию и получил новые компоненты, благодаря которым теперь соответствует современным требованиям и может найти место в системе пассажирских и грузовых перевозок.

Однако все это необходимо подтвердить на практике, в рамках испытаний, которые стартуют в ближайшее время. 2020 год станет ключевым в истории проекта Ил-114-300 и определит его реальные перспективы. Пока все располагает к оптимизму.

Автор:Рябов Кирилл
Использованы фотографии:ОАК / uacrussia.ru

Источник: topwar.ru