Эволюция опережает наши потребности. Насекомые начинают поглощать пластик

Ученые обнаружили в окружающей среде ферменты, разрушающие пластик. Оказывается, они есть у большого количества насекомых в мире.

Результаты исследования получили огласку в научном журнале mBio. Ученые из Технологического университета Чалмерса (Швеция) изучали, как окружающая среда откликается на растущее загрязнение пластиком. В результате исследований выяснилось, что природа начала бороться с пластиком сама.

Ученые собрали сотни образцов со всего мира. Затем, используя компьютерное моделирование, они нашли ферменты микроорганизмов, которые расщепляют пластик. Эти данные были сопоставлены с данными о загрязнении пластиком по странам и океанам.

– В нашем исследовании мы нашли множество доказательств того, что глобальный процесс загрязнения пластиком не оставлен без внимания самой природой. Это явный показатель того, что окружающая среда реагирует на отходы от жизнедеятельности человека.", – говорит Алекс Зелезнак, биолог из Технологического университета Чалмерса.

Количество насекомых с такими ферментами, расщепляющими пластик, увеличивалось по мере роста загрязнения. Ферменты также были обнаружены, например, в Средиземном море и южной части Тихого океана, где также много пластика.

– Сегодня мы знаем об этом процессе очень мало. Мы не ожидали такого результата от исследований. Это удивительное открытие, которое показывает масштаб проблемы", – объясняет Ян Зримец, автор исследования, работающий в настоящее время в Национальном институте биологии в Словении.

Было доказано, что специфический фермент насекомых поглощает около 10 различных видов пластика.

В 2018 году на японской свалке были обнаружены первые насекомые, питающиеся пластиком. Ученые пытались выяснить, как такой фермент у них развился, в результате случайным подбором они воссоздали фермент, который еще лучше расщеплял пластиковые бутылки. Два года спустя они смогли ускорить этот процесс в шесть раз, пишет Guardian.

В том же году Кальвиос разработал фермент, способный разрушить пластиковую бутылку за несколько часов. В результате немецкими учеными были обнаружены бактерии, питающиеся токсичным полиуретаном, который обычно выбрасывается на свалки.

Каждый год 8 миллионов тонн пластика оказываются в наших океанах. По данным ООН, к 2050 году в море будет больше пластика, чем рыбы. Микропластик и частицы все еще присутствуют на дне моря и даже на вершине Эвереста.